ТВОРЧЕСТВО КАК ПРИСУТСТВИЕ. АВТОР: ЮЛИЯ БУЛГАКОВА Замечаете, что сегодня слово творчество звучит везде: и в области воспитания и в области отношений, само собой в бизнесе, во всех историях про личное развитие и так далее.Выхожу сегодня рано утром гулять с собакой, вижу как работает дворник во дворе и слышу голос председателя ЖКХ, которая кричит с балкона: «Леша!!!! Ну что ты так совсем не творчески подстригаешь то?»
И все таки творчество остается одним из самых загадочных слов в нашем лингвистическом багаже, произносимое человечеством то с придыханием, то с раздражением, то с надеждой, то с отчаянием, и соперничать с ним может разве что слово «любовь», хотя можно предположить, что между ними очень много общего. Вы можете заметить, что все различия школ, объясняющих человека различаются как раз тем, как они раскрывают понятие сознание и творчество. Я говорю про все психологические школы и религии.
Что касается коучинга, то этот метод наверное в самой большей степени поддерживает клиента в его творческой трансформации, исходя из объясниния творчества как просто жизни.
А я предлагаю рассмотреть творчество как прикладной момент. Что такое творчество в профессиональной деятельности человека, как можно этим явлением управлять?
Представьте себе такую картину: Вы пришли на работу, сели, открыли блокнот и приготовились продуцировать новые идеи. Вы уверены (вы же знаете свои силы и возможности) этот творческий фонтан не заставит себя ждать, как из рога изобилия появится энергия, мысли, картинки, но….. Вы не можете придумать ничего нового, все это уже было и не раз, Вам скучно и досадно, приходит мысль о том, что просто нет вдохновения, и надо подождать или сделать что-то среднестатистическое, может и сойдет.
А задумывались ли Вы о том, что творчество, как действенный акт, может быть абсолютно планомерным явлением, что это всего лишь систематизированный подход к творческой части мышления с помощью конкретных методов, простых, практичных и эффективных?
Мы привыкли придерживаться определенных мифов:
• Миф № 1: Творчество относится к миру искусства и неразрывно связано с талантом - полумистического дара, доступного лишь избранным.
• Миф № 2: Творческий акт требует яркого вдохновения и эта тонкая материя неподвластна влиянию.
• Миф № 3: Действительно новаторская идея должна быть абсолютно новой, ошеломляющей и совершенно неожиданной.
• Миф № 4: Не все могут творить, есть не творчески люди, они просто не умеют.
И хотя это всего лишь мифы они очень серьезным образом влияют на наше поведение, потому что действуют, как стереотип. Я часто слышу от руководителей высшего звена: «Мои мидлы не творческие ребята, технари, они не могут придумать ничего необычного». Как работает это убеждение? Как и все убеждения:
Пространство восприятия сужается , как бы сотрудники не старались демонстрировать свою начинающую развиваться творческую состоятельность, он будет делать все возможное, чтобы ее не увидеть.
- Убежден так убежден! Стереотип, как рельсы, жестко регламентирует движение – только туда и не иначе.
- А представьте, что кто-то сам убежден в своей творческой скудности?
- Я на командных и индивидуальных сессиях часто встречаюсь именно с таким представлением клиентов о себе и когда спрашиваю «а какие мифы точно поддержали бы ваш творческий им-пулсь?», то звучит примерно следующее:
• Каждый способен творить когда захочет.
• Творческая активность человека не имеет возраста и других ограничений.
• Креативным можно быть в любое время и в процессе любой деятельности.
Давайте представим, что это норма, ну вот только так и не иначе, как тогда меняется наше творческое пространство? Давайте посмотрим на эту ситуацию максимально конструктивно.
Что мы делаем чаще всего, когда нам нужны новые идеи любого характера?
1. Делаем мониторинг и включаем логику, т.е. вырабатываем новую идею логическим путем. Новая идея связана с предыдущей и является ее логическим продолжением.
2. Можем, мягко говоря, «позаимствовать идею» у кого-то.
3. Ждем вдохновения или обращаемся к кому-нибудь за помощью.
4. Организуем какую-нибудь креативную группу и проводим мозговой штурм.
Все эти шаги и еще масса других нам знакомы, как пережитый опыт. Но как правило они имеют определенные ограничения. Они хороши там, где новая идея связана с использованием дополнительной, недостающей информации или с переструктурированием старой. Но если вам надо «пойти туда не знаю куда, найти то, не знаю что», то эти шаги не уведут далеко. Скорее всего до ближайшего забора и новая рожденная идея будет очень похожа на предыдущую.
Допустим, организация добилась серьезных успехов на рынке, оптимизировала цены, все видимые возможности повышения качества своих услуг реализовала, конкурентов почти нет, что делать дальше? Если ничего, то только ждать когда догонят конкуренты))). Самые сильные руководители знают, что это звездный час в развитии их бизнеса, это вызов, отвечая на который компания может достичь небывалых высот.
Это тот самый момент, когда нужны идеи из разряда необычных и абсолютно уникальных, только мы такие, только у нас авторский творческий росчерк пера...
А для этого нужно несколько интересных навыков.1. Навык заходить в область незнания и видеть пространство свободным от стереотипов – это умение видеть объекты «сверху», «сбоку» и со «стороны» и по «диагонали»: Представьте себе, что Вам надо посадить четыре дерева на одинаковом расстоянии друг от друга. Если Вы будете мыслить в плоскости, вы эту задачу никогда не решите. Как только Вы начинаете мыслить объемно, то решение находится сразу, достаточно просто представить пирамиду и посадить одно дерево на возвышении.
2. Навык мыслить провокациями. Что такое провокационная идея? Это решение, которого не существует, возможно его нет в природе и никогда не будет. Сама идея заключается в том, чтобы оторваться от привычного ракурса восприятия, потерять устойчивость, перестать смотреть на явления с одной, привычной точки зрения. Взлетаем, там разберемся.
Теряя устойчивость, оказываясь в подвешенном состоянии, сознание легко может перетекать в область неожиданных (не связанных с предыдущим опытом) идей.
Провокационная идея это всегда некий эксперимент с одной стороны, а с другой – это идея, которая изначально может не иметь под собой разумного основания, оно появится лишь тогда, когда сама идея уже будет высказана. Т.е. провокационная идея нарушает стабильность системы, которая всегда стремиться к равновесию, заставляет звенья перестраиваться в новое гармоничное состояние. Нам нужно представить, что рельсы кончились и поезду мышления нужно искать другие пути передвижения к конечной точке. Как Вам идея передвигаться по воздуху? Что мы здесь можем знать, кроме того, что никто никогда этого не делал? Отсутствие компетенции иногда творит чудеса. Но как уйти с главной дороги? Поскольку любая провокационная идея не существует в нашей картине мира, то мы свободны от шаблона и можем соединять ее с начальной идеей как вздумается, просто «прыжком». Эдвард де Боно в своей книге «Латеральное мышление» описывает опыт компании «Дюпон», директор, который при разработке стратегии продвижения нового продукта, выдвинул провокационную идею по принципу разворота на 180 градусов. Она звучала так – товар продвигается сам. На основании этого вызова возникла следующая связь с начальной задачей – «Мы продаем продукт нашим конкурентам» и родилась принципиально новая стратегия продвижения.
Как только мы спрыгнули с главной дороги, нам открывается вид на то место, откуда мы начали путь и мы устанавливаем с ним совершенно другие связи. На этом пути мы свободны от оценок и анализа, потому что нет смысла критиковать идеи типа «автомобиля с квадратными колесами» и т.д. Иногда роль провокационной идеи может выполнить просто случайное слово, любая ассоциативная связь, любой противоположный разворот или уход в другую сторону.
Одна американская авиационная компания в поиске возможностей сокращения бюджета выдвинула провокационную идею: «Пассажиры не желают есть во время полета». Из этой идеи возникло видение, что далеко не все пассажиры действительно хотят есть во время полета и родилась идея спрашивать их об этом. Как показала практика, лишь 30% были готовы поужинать, позавтракать или пообедать. Это позволило компании существенно снизить расходы, что и являлось основной задачей.
3. И самый важный на мой взгляд навык: стопроцентное присутствие в процессе всей своей личностью: действиями, ощущениями, стратегиями, телом, головой, смыслами. Как узнать что это случилось?
По отсутствию каких либо внутренних диалогов и параллельных мыслей. Полноценная включенность в происходящее. Конечно для этого нужна атмосфера и «просторный» вопросный поток, создающий творческую реальность.
Сказать честно, очень хочу понять насколько тема актуальна и если увижу «да» в комментариях, то с удовольствием поделюсь вопросами, которых у меня превеликое множество, именно таких, создающих творческий поток.
Автор: Юлия Булгакова, ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета коучинга, Сертифицированный бизнес- тренер, Сертифицированный коуч по стандартам ICF.