Зачем коучинг вашей компании?
Слово «коучинг» имеет неоднозначное восприятие. С одной стороны, его можно назвать модным. С другой – непонятным. Кто-то его считает чем-то элитным. Кто-то низводит до уровня «задавания вопросов». Несомненно одно – эта тема интересна для многих. И не без основания. В данной статье разберем, что такое коучинг и зачем он нужен в бизнесе.
Внедрение коучинга в компаниях может уменьшить текучку кадров, повысить лояльность сотрудников и клиентов, сэкономить достаточно средств и т. д. Это доказанный факт.
Первая отличительная особенность коучинга – работа с настоящим и будущим. Прошлое не изменишь, и копаться в нем – удел психотерапии (ключевое слово – терапия). Коучинг пригоден для психически здоровых и сильных духом людей. Не важно, что было до настоящего момента. Важно, что будет дальше, какой выбор необходим сегодня для достижения желаемой цели завтра. И вообще – какая эта цель?
Коучинг основан на специфических техниках, которые позволяют прояснить картинку и разобраться в своих желаниях. Иногда эта картинка у нас блокирована.
Разделяют персональный коучинг и командный коучинг.
С персональным коучингом все понятно. Человек прибегает к услугам коуча для прояснения своего личного видения ситуации, выстраивания оптимального варианта действий, для стимулирования себя к реальным действиям и т. д.
Командный коучинг объединяет в себе несколько функций. Необходимо создать команду, понять какая общая цель, принять командное решение, которое будет наилучшим сразу для всех членов команды, и наметить шаги реальных действий каждого члена команды для общего результата. Все просто!
То есть в одно время происходят сразу несколько (!) процессов – командообразование, стратегическая или тактическая сессия, развивается креативность и происходит тренировка ответственности. Причем эти процессы проходят на реальных задачах.
Как метко сказал один мой коллега-коуч: «Было бы странно, если бы футбольная команда устраивала «корпоративную вечеринку» для того, чтобы стать настоящей командой». Футбольная команда тренируется на том поле, на котором ей предстоит играть. Никаких отвлеченных процессов. Все просто и честно!
Какова основная проблема при внедрении коучинга в практику компании? Ее видит далеко не каждый! Любой руководитель ценит в себе одно качество – способность брать ответственность на себя. Эта стратегия помогает ему быть руководителем, т. е. это стратегия его успеха! Коучинг иногда предлагает передать ответственность другому. Не каждый руководитель себя в этом случае будет чувствовать комфортно. Да и не каждый готов ее взять!
Есть решение – это последовательность действий при внедрении коучинга. На первом этапе надо подготовить сотрудников к тому, чтобы они были способны принимать решения самостоятельно, обязательно в рамках своих полномочий. И только после этого можно начать развивать их самостоятельность. Результат – все в компании работают активно, видят в этом ценность для себя лично. Мотивация появляется на глубинном уровне. Возникает ситуация, о которой мечтают в тайне все руководители – люди начинают хотеть работать сами. Возникает лидерство в рамках компании (рис. 1).
Это как в футбольной команде. На футбольном поле нет главного, никто не ждет указаний, как ему действовать. Каждый лидер на своем месте. И это залог успеха командной игры!