"Почти как в Хогвартсе, или что коучинг может дать учителю"

Если Вы работаете с детьми, молодежью или взрослыми «учениками» и считаете себя неравнодушным учителем (преподавателем), то Вам обязательно стоит использовать в своей деятельности приемы коучинга. Ну, хотя бы попытаться.

К тому же новые образовательные стандарты для всех возрастов несут в себе ключевые установки и ценности коучинга:  деятельностный подход опирается на развитие навыков целеполагания и проектирования, разработки гипотез и продвижения проектов, а также на творческую инициативу, позитивную мотивацию, желание пробовать, ошибаться, но идти дальше…. Каждому результату ученика теперь придается социально и личностно значимый характер, при этом усиливается роль глубинных жизненных ценностей, на основе которых мы делаем свой выбор. 

Звучит современно и, конечно, перекликается с популярными ныне форматами образования и личностного развития. А что касается идеологии коучинга, то здесь совпадение по большинству пунктов. Но почему-то новые стандарты и методы работы не спешат приходить в российские школы и вузы.

Гораздо проще работать по старинке – в роли говорящей и карающей Головы на фоне зеленой доски, а еще легче – включить презентацию по теме урока и отгородиться от учеников щитом информационных технологий: «я весь такой системный и технологичный – чего вам еще надо?..»

Дорогие коллеги! Давайте работать не (на)против своих учеников, а вместе с ними: ради взаимного развития и вдохновляющего результата. Параллельно с консервативными системами общего и высшего образования сегодня заявили о себе весьма успешные образовательные стратегии: метод конкретных ситуаций (кейс-стади), обучение действием, модульное обучение,  дебаты и управленческие поединки… и, разумеется, коучинг – просто кладезь полезных (почти педагогических) приемов, которые так естественно и интересно включаются в любое учебное занятие.

В арсенале Международного Эриксоновского Университета – огромный выбор методик развития системного мышления, корректной постановки и успешного достижения жизненных целей, ненавязчивого, но очень эффективного сопровождения процесса становления личных стратегий жизненного выбора.  Все эти техники зададут новый стартовый уровень нашим ученикам – они же станут стимулом для изменения качества нашей собственной жизни. И помогут избавиться от злобных гремлинов, засевших в учительских столах между школьными тетрадями =) 

Даже беглое знакомство с пятью принципами Милтона Эриксона сразу приводит нас к подходам любого настоящего Учителя. Я немного перефразирую принципы, не изменив сущности, – и вы сами убедитесь в их педагогичности:  

  1. Со всеми моими учениками все ОК;
  2. Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор;
  3. Изменения не только возможны, но и неизбежны;
  4. У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого;
  5. Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя.

Хороший педагог никогда не клеит на детей ярлыки, называя их отпетыми и неисправимыми, принимает всех и создает новые возможности для выбора. Он верит в лучшие намерения каждого ребенка и его способность стать лучше.  Более того, хороший педагог уверен в собственной способности позитивно меняться и менять других.   

А теперь я приведу конкретные примеры: как можно со вкусом и толком применять коучинговый подход на школьных занятиях.

  1. Сам урок (учебная пара, работа проектной группы – не суть важно) легко и осмысленно организуется по «стреле коучинга» - алгоритму коуч-сессии. Сначала необходим раппорт (какой же урок без взаимопонимания и симпатии?), затем контракт: договариваемся о том, к чему придем в финале. Знаю, сейчас многие обходятся без контракта либо преподносят ученикам его формальную версию: изучим то-то, составим таблицу, напишем тест… Согласитесь, что включить наших чемпионов в ход занятия может только эффективный взаимовыгодный договор: каждая сторона должна понимать, чего достигнет через 45 минут. И осознавать важность происходящего (для чего лично мне эти виды почв или интегралы?). Дальше все тоже по стреле: создание опыта – новых знаний, видов деятельности, проб и ошибок – построение способа действия (шагов) – и завершение: снова акцент на ценности полученных инструментов – и благодарность. А еще чувство глубокого удовлетворения, если стрела попала в цель, т.е. ученики получили новый ценностный смысл.
  2. Открытые вопросы должны стать золотым правилом каждого учителя. Кому нужны закрытые формулировки, над которыми смеялся еще Карлсон (со своим знаменитым вопросом для фрекен Бок «Ты перестала пить коньяк по утрам?»). Вопросы, провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы, которые продвигают любого и заставляют его расти над собой; причем другие тоже это видят!.. Когда эти школьники вырастут, то они будут задавать жизни только открытые вопросы, а не тупо выяснять «да или нет?».
  3. Колесо баланса: куда же без него?.. На занятиях оно может покатить нас в самые разные стороны. Новая тема? – отлично, давайте прикинем, из чего она состоит; что в ней самого интересного, как мы ее будем изучать, что можно обсудить здесь, а что оставить для самостоятельной работы? Как глубоко (на сколько баллов по 10-балльной шкале) мы готовы продвинуться в разных направлениях?

Заметили, что я ненавязчиво «подтянула» еще один прием – оценочную шкалу. В сочетании с колесом она творит чудеса и позволит нам провести самоанализ работы на уроке или готовности к экзамену, оценить главные качества литературных героев или выбрать самое необходимое для полярной экспедиции. Работает классно (я проверяла), причем с любым возрастом – от 6-7 до 16-17 лет.

  1. Пирамида логических уровней: анализ исторической эпохи, смысл научного открытия или выбор темы для нового проекта, даже планирование новогодней вечеринки можно прекрасно и продуктивно уложить в эту древнюю и загадочную конструкцию. Кто, когда и с кем? – Что делал, будет делать? – Как именно? (с сочными подробностями) – Почему и зачем? – И какова наша (моя) роль в этом процессе? Для кого и для чего я буду ее выполнять? Так на вершине окажется тот самый личностный смысл, который иногда так трудно пристегнуть к уроку формально-назидательными способами. А уж для проектирования совместных дел, обсуждения планов на будущее и мини-форсайтов этот метод просто незаменим.
  2. Включение творческого разума. Три стула, три шляпы и особенно «Стол менторов». Да, мы не добьемся такого эмоционально-психологического прорыва, как в индивидуальной сессии, но зато отлично поработаем с тупиками типа «мы не подготовились», «не поняли темы» и т.п. Здесь могут быть использованы разные подходы: или выбрать нескольких учеников и предложить им «особые» шляпы или стулья, или предложить всему классу (ну что делать, раз мы не в состоянии найти ответ!..) пригласить авторитетных экспертов, которые и отыщут выход из положения.
  3. Для изучения многих проблем и планирования деятельности нам часто требуется не только яркая игра воображения, но и сухой язык цифр. Будем учиться управлять временем урока, учителя и каждого ученика – и здесь пригодится линия времени. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей – по уровням, готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок (или целый модуль) как согласованную работу в офисе. А выполнившим свои спецзадания с опережением полагаются бонусы)
  4.  «Стейкхолдеры» приходят на помощь, когда нужно определиться с правильностью выбора (например, учебного профиля) или с уровнем изучения предмета. Как отразится твое решение на ближнем и дальнем окружении? На что повлияет, что изменит в планетарном масштабе (а вдруг?). Подростки часто делают серьезный выбор спонтанно, поддаваясь эмоциям или мнению друзей, поэтому такая технология позволяет им «отойти подальше» и увидеть объективный ракурс проблемы.

Думаю, семи (нет, восьми) приемов пока достаточно. Все они подробно описаны в интернет-источниках, но если Вы всерьез решите взяться за коучинг в образовании, то стоит найти «живых носителей», связаться с ними и получить информацию из первых рук, а еще лучше – самим пойти в школу. В школу коучинга, как это сделала я.

Почувствовать себя учеником, даже если Вам 35-40-50 лет, - это здоровая творческая встряска, лучший способ профессионального, психологического и  физического омоложения. Наш учебный поток называется «Волшебники» – поэтому,  когда я взялась за эссе, мне сразу вспомнился «Хогвартс», где все учителя – волшебники. Так давайте не будем зарывать в землю свои верные палочки!

Автор: М. Калужская, зам. директора по научно-методической работе.